Пожалуй, ювелирное искусство самое таинственное из распространенных и однозначно требующее больше всего времени от разработки эскиза до появления окончательного изделия, учитывая размер готового изделия. Даже сегодня, в век высоких технологий, все происходит далеко не очень быстро. Началом неизменно выступает художественный замысел, а вынашиваться он может месяцами.
Основные этапы до создания восковой модели
Представим, что эскиз создан и можно его материализовать. В заводских условиях сегодня это осуществляется, как правило, на 3D-принтерах. Если с простой моделью устройство может справиться за несколько часов, то сложные, витиеватые, узорчатые, как прототип представленной ниже броши, могут загрузить машину работой на несколько суток.
Ювелиру, который создает единичные изделия, 3D-принтер необязателен — он сразу воплощает идеи с помощью благородных металлов и камней. Он, как живописец, все штрихи определяет сам, только наносит их совсем другими способами: ковкой, паянием, сгибанием... Прежде чем появится шедевр, может уйти и полгода, и год. На заводе за это время будет выпущена уже не одна партия. Однако до первой партии часто проходят месяц-другой с момента включения 3D-принтера.
Распространены 3D-принтеры, которые сразу работают с металлом. Но обычно первый прототип является пластиковым, а для того чтобы создать резиновую пресс-форму, требуется латунный или серебряный. Далее из какого-либо металла создается близнец напечатанного на 3D-принтере, он со всех сторон обкладывается сырой резиной, и этот кубик вулканизируется — запекается при температуре около 180°C примерно полчаса.
Далее затвердевшую резину нужно правильно разрезать, раскрыть. После вынимания прототипа получается пресс-форма, или матрица, которая в будущем может служить годами для создания ювелирных изделий. Впрочем, в зависимости от сложности, срок ее годности может составить и несколько недель, но создать такую же, учитывая наличие металлического прототипа, уже гораздо легче.
Пресс-форма позволяет делать восковые модели, можно сказать, копии ювелирных украшений. На этом шаге применяется работающий под давлением восковой инжектор, который высасывает из пресс-формы воздух, а затем наливает в нее воск. Это только середина пути, хотя уже сделано очень многое: печать на 3D-принтере, создание металлического прототипа, изготовление пресс-формы и наконец создание восковой модели. С ней можно поступить по-разному. Остановимся на двух распространенных способах.
Литье, или «елочка»
Предприятия обычно создают далеко не одну модель украшения, и каталог интернет-магазина «Срібрний Вік» тому яркое подтверждение. Чтобы одновременно изготавливать много моделей, берут несколько восковых копий и припаивают их к восковому стержню. Получившееся напоминает нарядное дерево, поэтому в профессиональной среде этот предмет называется елочкой. Эта елочка используется обычно не очень долго: вскоре ее помещают в емкость, опока, и полностью заливают гипсом. Больше ее увидеть не получится, зато ее место займет созданная из благородного материала.
Как это происходит? Емкость с гипсом отправляется в печь, где стоит около 16 часов. Воск вытапливается, испаряется, а в получившееся пространство заливается драгоценный металл. Чтобы он проник во все отверстия, применяется центробежная сила, специальная центрифуга. Вынув опоку из печи, ей дают остыть, а затем разбивают, аккуратно снимают гипс посредством водной струи. И вот место восковой елочки заняла металлическая со множеством веток, которые заканчиваются заготовками, основами будущих колец, серег, подвесок и других украшений.
Примечательно, что если подразумеваются камни, они могут быть вставлены еще в восковую елочку, а затем под воздействием высокой температуры в опоке вплавлены в металлическую. Такой способ гарантирует не только ускорение производственного процесса, но и прочность соединения. Опоки с камнями внутри остужают осторожнее, поскольку минералы могут растрескаться. А дальше, независимо от того, с камнями ли елочка или без, ювелирные изделия срезаются с нее и полируются. Интересно, что для последнего может использоваться скорлупа грецкого ореха. Как видим, ювелирное искусство наполнено разными находками, и все сказанное лишь малая их часть.
Гальванопластика – «электрические» ювелирные изделия
Литье, пожалуй, самый популярный метод изготовления ювелирных изделий. Его можно назвать базовым. Гальванопластика же интересна как прогрессивная технология. Елочка тоже есть, только суть в том, что происходит электрическое осаждение металла на ней, отличающееся практически совершенным копированием модели. Для этого воск обычно покрывается графитом, поскольку он является проводником электрического тока.
Восковая елочка подключается к «минусу» и помещается в химический раствор, который содержит положительно заряженные атомы металлического сплава. На другом конце установлен «плюс». Когда подключено питание, модель привлекает атомы металла, они постепенно накапливаются, и получается оболочка. Когда эта скорлупа достаточно толстая, в ней просверливается крохотное отверстие, чтобы посредством нагрева дать вытечь воску. В результате получаются крепкие полые и легкие ювелирные изделия. Поэтому гальванопластика активно используется для создания больших предметов, например, броских серег и подвесок, которые сегодня в моде.